Предисловие
Данная публикация открывает цикл статей, посвящённых Средней Азии.
Мы побывали в Кыргызстане и Узбекистане. В Узбекистане мы были в городе Ташкент, Самарканд и Шахрисабз. В Кыргызстане мы побывали на красивом озере «жемчужине» Иссык-Куль», а также на развалинах древних городов расположенных в Чуйской долине (Навекат, Суяб и Баласагун).
Рассматривая фотографии вспоминаешь не только увиденное, но и эмоции которые возникали. С одной стороны, эмоции о том, что не все в истории не изучено и не описано досконально, с другой стороны, что в угоду не понятному в истории столько не соответствий. И так по порядку.
Озеро Иссык-Куль. ОзероИссык-Куль - эндорейскоеозеро, т.е. озеро без поверхностногостока, расположено 42°26′00″ с. ш.77°11′00″ в. д., на высоте 1609,7 м надуровнем моря, площадь зеркала воды 6236 км², протяжённость с запада на восток равна 182 км, а с юга на север —
58 км, объем 1738 км³, максимальная глубина 702 м, средняя глубина 278 м, береговая линия 688 м, бассейн озера составляет 15 844 км² в него впадает до 80 сравнительно небольших притоков, берега расчленены слабо — всего около 20 заливов и бухт, вода голубого цвета,
солоноватая (минерализация воды —5,8—5,9 ‰) хлоридно-сульфатно-натриевая, наблюдаются кристаллизация и осаждение СаСО3, прозрачность
летом до 20 м и зимой до 47 м, вода непригодна для питья и орошения, водные массы хорошо насыщены растворённым кислородом.
Благодаря фотосинтезу фитопланктона летом на глубине 40 м и более вода перенасыщена кислородом (иногда до 128 %), имеются лечебные грязи.
Озеро Иссык-Куль - Самое большое озеро в Кыргызстане и входит в число самых крупных горных озер мира. Озеро Иссык-Куль по праву называют жемчужиной Центральной Азии. Иссык-Куль второе по прозрачности воды озеро в мире, после озера Байкал. Название озера в переводе с кыргызского языка означает «горячее (тёплое) озеро», поскольку озеро зимой не замерзает. Мягкие зимы котловины и запасы тепла воды, а также солёность озера не дают ему покрываться льдом даже зимой. Иссык-Куль лежит между двумя хребтами Северного Тянь-Шаня; его северный берег является предгорьем хребта Кунгей-Алатау, а южный – предгорьем хребта Терскей-Алатау, наибольшая высота которого достигает 5200 м. Вершины гор покрыты ледниками, которые не тают даже в самое жаркое лето. По праву озеро Иссык-Куль можно сравнить с аквамарином в серебряной оправе. «Пиала Небесных Гор» - так называли озеро древние путешественники и караванщики Великого Шелкового пути, пораженные его красотой и необыкновенной, пронзительной синевой...»
Озеро Иссык-Куль образовалось в обширной тектонической котловине, образованной более 50 млн. лет назад. Есть версии, что озеро является оставшейся частичкой мирового океана, и образовалось в результате тектонических движений поверхности земной коры. Как я упоминал выше, Иссык-Куль в переводе с кыргызского языка означает "горячее озеро" или с древнетюркского - "священное, заповедное озеро" (“ыйык кол”). Древние же кыргызы звали эту жемчужины страны "Туз-Куль" - "Соленое озеро". Первое упоминание об озере можно найти в китайских летописях конца III - II века до нашей эры, где оно называется Же-Хай, что означает «Тёплое Море». Однако научное изучение озера началось только в XIX веке российскими учёными. Первым озеро исследовал великий русский путешественник П.П. Семёнов-Тян-Шанский. Знаменитый русский путешественник и учёный, исследователь Центральной Азии, Н. М. Пржевальский был просто покорен красотами озера и окружающих его гор, он сравнивал этот край со Швейцарией, он сказал: "Это та же Швейцария, только во много раз лучше". (Согласно завещанию Пржевальского его похоронили на берегу Иссык-Куля недалеко от города Каракола).
Свято-Троицкая церковь г.Каракол
Иссык-Куль имеет многотысячелетнюю историю. В ходе времени одна эпоха меняла другую и цивилизации трансформировалась, и сейчас о том как протекала жизнь можно судить по памятникам материальной культуры. На территории Иссык-Кульской области Кыргызстана насчитывается более 1500 исторических памятников, из которых 320 находится под защитой государства. К наиболее значимым относятся: сакский "Царский курган" (VIIв. до н. э. - IIв. н. э.) у села Курменты могильники Кок-Булак и Карашар (в общей сложности около тысячи захоронений усуньских племен), камень Тамга-Таш (VI-Iвв. до н. э.), исписанный тибетскими письменами религиозного характера, скопление петроглифов (II тысячелетие до н. э. - VIIIв. н. э.) у г.Чолпон-Ата и далее по побережью озера до села Тамчы, у села Тору-Айгыр находятся остатки древнего поселения (II тысячелетие до н. э. - VIIIв. н. э.), наскальные рисунки и каменные изваяния, мыс Святой Нос на северо-восточной оконечности озера - место расположения легендарного монастыря Армянской христианской церкви (IV-Vвв.) в котором, по преданиям, находится могила святого апостола Матфея, Сары-Булун, Койсары, Улан (XIIв.) остатки древнего гончарного завода (также найдены керамика, медные монеты и другие предметы) и ещё около десятка древних городов, затопленных на дне озера, которые погибли с повышением уровня воды в Иссык-Куле. В них обнаружено множество исторических и культурных ценностей сакско-усуньского периода (I тысячелетие до н. э.), эллинистической эпохи и средневековья.
По утверждению Археологов, Прииссыккулье заселялось древним человеком в эпоху нижнего палеолита, в подтверждение ими найдено около тысячи древних орудий. А в 1985-1989 годах проводились первые подводные исследования на Иссык-Куле. Искали остатки затонувших городов. Обнаружили несколько довольно ценных с исторической точки зрения предметов 2 – 3 тысячелетней давности, девять - времен средневековых поселений и три - античного времени. Одна из таких находок обнаруженная в Тюпском заливе - город Чигу (китайские летописцы называли Чигучен, т. е. «Город красной долины»). Город Чигу известен как столица кочевых усуней и торговый центр Тянь-Шаня на Великом Шелковом пути. Этот город существовал во времена Сократа, Платона и Гиппократа. Поведал о городе Чигу китайский путешественник Чжан Цянь в своих записях «Ши - цзи» («Исторические записки»), он побывал на Иссык-Куле во время своего путешествия через Тянь-Шань в Фергану приблизительно во II веке до нашей эры. Согласно, его данных в город был одним из крупнейших городов Востока в древнем мире и через этот город проходил Шелковый путь. Большой город обнесенный крепостной стеной, за его стенами находились богатые дома, дворцы, святилища, отделанные золотом. В городе располагалась ставка вождя усуней - могущественного кочевого племени Центральной и Средней Азии, пришедшего на смену воинственным скифам - сакам. Дневниковые записи Чжан Цянья дали информацию не толь о быте и укладе жизни Усуней но поведали о других существовавших в то время в Фергане, Кангюе, (средняя Сырдарья) Согде, Бактрии и в Хорезме эллинистических государств «союза городов». Многие современные исследователи считают что дневниковые записи Чжан Цянья являются описание широкой межконтинентальной торговли по Великому шелковому пути. Упоминания о Усунях были и ранее. Согласно свидетельству Янья Шыгу (китайский литератор и лингвист эпохи Суй и Тан, автор важных комментариев к китайскому Пятикнижию, Шицзи и Ханьшу), Усуни - отличались от других обитателей Западного края: были среднего роста, имели голубые глаза и рыжие волосы. Глава общества усуней носил титул гуньмо (великий гуньми), а его родичи именовались далу. Государство усуней делилось на три части: восточную, западную, центральную. Усуни вели войны с кангюями и гуннами за пастбища, имели широкие дипломатические и родственные связи с Китаем. Общество усуней достигло уровня государственности. Оседлые усуни жили в постоянных жилищах, построенных из сырцового кирпича и камня, а кочевые в юртах.
Исторические артефакты, найденные во время последних подводных археологических исследований, не могут дать однозначные ответы, так как происхождение и способ их изготовления ученые не могут объяснить. Кроме сведений о городе Чугу есть легенды о том, что в этих краях Александр Македонский держал своих знатных пленников, а Тамерлан (Тимур) построил свой дворец необычайной красоты. Легенды отчасти находят свое подтверждение в найденных предметах. Найденная бронзовая амфора и керамический сосуд относятся к эпохе античности, ученые дают им две с половиной тысячи лет (эпоха Александра Македонского) и Византийское происхождение. Орнамент в виде шестиконечной звезды со спиралями на керамике заставляет ученых ломать голову, либо это иудейская звезда Давида либо эта звезда относится к другому религиозному течению – Каббале. А последнею легенду о дворце Тимура подтверждает произведенная археологическая разведка в 2011 – 2012 годах с использованием сканирующих устройств. В районе села Баетово на дне озера были найдены остатки предполагаемого дворца Тимура. Сканирующее устройство обнаружило по водой на грубияне от 8 до 16 метров и на пляже под землей на глубине 4-6 метров кладку из жжёного кирпича, деревянные стойки, остатки построек из сырцового кирпича, а также на территории квадратного километра разбросанный кирпич.
Весьма интересными и порой спорными в настоящее время являются гипотезы относительно остатков одного из поселений находящегося под водой недалеко от поселка Курменты Тюпского района. Здесь, предположительно, и стоял монастырь с мощами апостола Матфея. Другие исследователи склонны считать, что монастырь был в районе Тюпского сельскохозяйственного техникума, в том месте, где сегодня еще стоят стены миссионерского Свято-Троицкого православного мужского монастыря. Имеющиеся гипотезы имеют множество не состыковок и подлежат критики, а в отношении гипотезы, что это остатки армянского христианского монастыря имеется подтверждение в виде упоминаний об армянских монахах в Каталонском атласе (1375 г.) и различных археологических находках подтверждающих её. (Каталонский атлас содержал новейшую по тем временам информацию об Азии и Китае и впоследствии был назван "наиболее полной картиной географических знаний" до эпохи Великих географических открытий. На Иссык-Куле, согласно Каталонскому атласу, проживали христиане. На берегу озера (предположительно северном, так как ориентировка карты еще вызывает споры) изображено здание с двумя башнями, увенчанное крестом, с пояснительной надписью на каталонском диалекте испанского языка: "Lo loch quis assella Yssicol. Еn aquest loch es I monesstir de frares ermonians, ot Segons ques diu, es lo cors de sent Mathi apostul e evangelista". — "Место, которое называется Иссиколь. В этом месте монастырь братьев армян, в котором есть, говорят, тело святого Матфея, Апостола и Евангелиста". Здание с крестом соединялось прямой линией с Иерусалимом.) Появление армянских монахов ученые относят к периоду Крестовых походов. Армяне в те времена были довольно значимыми и поддерживали крестоносцев, как своих единомышленников по вере. Крестоносцы давали им защиту и поддержку, позже это стала делать Византия. Вполне возможно, что некоторые армянские племена смогли при содействии церкви переселиться в Палестину, другие попали в Среднею Азию и в частности на Иссык-Куль. По причине Византийского протекционизма у армян была причина построить храм на Иссык-Куле, чтобы хранить там бесценную реликвию - мощи апостола Матфея. Изначально первые исследователи, в частности П.П. Семёнов-Тян-Шанский считал, что в Каталанском атласе отмечен монастырь несторианских христиан. Но в последующем востоковеды В.Бартольд и Н.Марр, другие археологи и историки, профессионально исследовавшие надписи среднеазиатских христианских захоронений, в своих трудах правильно называли монастырь армянским. Найденные остатки армянского христианского монастыря подтверждают его существование в раннем средневековье и мог монастырь действовать вплоть до рубежа XV- XVI веков то есть до наиболее сильного колебания уровня воды (По разным источникам и свидетельствам можно определить наиболее сильные колебания уровня: на рубеже XV- XVI веков уровень поднимался, в конце XIX века озеро мелело, с начала XX века до 50-х годов — снова повышение уровня. На старой фотографии 1888г., запечатлевшей захоронение Н.Пржевальского, видно, что вода подходит почти к самому холму, на котором находится мемориал. Сейчас в этом месте озеро отступило на два километра. Карты Центральной Азии созданные после Каталонской, например, карта Тартарии 1635г. в атласе Блау, к сожалению, не дают уже сведений о монастыре, который, как полагают ученые, к этому времени канул в водную пучину).
Последние экспедиционные исследования показали, что действительно на территории Прииссыккулья и на дне озера Иссык-Куль находятся памятники всех исторических эпох от античности до средневековья, памятники различных религий – буддизма, зороастризма, манихейства, христианства, иудаизма, ислама и различных культов Сиявуша, Диониса, Митры, культ предков, династийных правителей, шаманизма. В средневековую эпоху вдоль трассы Шелкового пути в Прииссыккулье началось активное строительство поселений. Вплоть до прихода орд Чингисхана в Среднюю Азию (начало XIII века) города Прииссыккулья расстраивались и богатели. После опустошительных рейдов монголов города опустели, но этот процесс был обратимым. Хотя летописцы походов Тимура (конец XIV века) уже не отмечали значительных городов на Иссык-Куле, но опять же их свидетельств Тимур появлялся на берегах Иссык-Куля по крайней мере трижды — в 1376, 1389 и 1392 годах. По большому счету окончательное затухание развития городов в Прииссыккулье, как и в долине Семиречья произошло в эпоху Великих географических открытий и открытия морского пути в Индию и Китай Окончательное уничтожение средневековых поселений на побережье завершило озеро: к XVI веку оно полностью затопило все города. Гидрографические и археологические исследования показали, что в XI-XIV веках уровень воды в озере был ниже современного на 6-6,5 метров.
Сегодня археологам известно более десятка древних и средневековых поселений, находящихся под водою. В них обнаружено множество исторических и культурных ценностей сако-усуньского периода (I тысячелетие до н.э.): глиняные кувшины и бронзовые котлы, различные металлические изделия раннего средневековья: хумы, котлы, посуда монголо- тимуридского времени, голубая керамика, монеты. Любители подводного плавания и археологи со всего мира приглашаются на Иссык-Куль, здесь они смогут увлекательно провести время и отдохнуть.
Затонувшие города Иссык-Куля, фрагменты которых были открыты, являются уникальным туристским продуктом для создания приключенческих программ по поиску кладов. По данным исторической науки в регионе озера может находиться до 200 больших и малых кладов.
История
Средняя Азия - Иссык-Куль
Комментарии:
Количество просмотров: 3296
08.04.20