Вероятно, самый ранний из сохранившихся предшественников жанра рассказов о привидениях — древнеегипетская сказка «Беседы первосвященника Амона Хонсуемхеба с призраком» (XIII—XII век до н. э.), где главный герой — жрец по имени Хонсуемхеб — встречает беспокойного призрака и пытается ему помочь.
Терминология
Слово «призрак» (англ. ghost) берёт своё начало из англосаксонского языка и произошло от слова «gást», далее из прагерманского языка — «*gaistaz». Древняя форма «*ghoisdo-s», судя по всему, образовалась от праиндоевропейского корня «*ǵʰéysd-», обозначающего «ярость» (англ. fury), «гнев» (англ. anger). Эта форма также имеет отражение в древнескандинавском языке — слово «geisa», которое переводится как «бушевать» (англ. to rage).Кроме духов и умерших, в англосаксонском языке слово «gást» имело синоним в латинском языке: «spiritus» (дух), используемое также в значении «дыхание» (англ. breath), «взрыв» (англ. blast) ещё в IX веке. Также данный термин мог обозначать хороших или злых духов, то есть ангелов и демонов.
Призраки в англоязычной культуре и как менялось отношение к ним
Отношение к призракам менялось в соответствии с историческими реалиями. В средневековой Англии их считали «анимированными посланиями» застрявших в Чистилище душ, которые таким образом напоминали людям о необходимости подвижнически молиться во имя спасения усопших. Наряду с этим призрак мог быть духом какого-нибудь святого, который несет весточку от Всевышнего, либо наоборот — одним из посланников дьявола.Одним из самых ярких привидений в английской литературе является призрак отца Гамлета — персонаж известной трагедии. В ней отец требует от сына раскрыть «самое жуткое убийство» и наказать своего брата.
В конце XVII — начале XVIII веков начинают наблюдаться зачатки коммерциализации мистики. Этот период примечателен небывалым всплеском журналистики в Англии. В свет выходит множество изданий, на страницах которых печатаются памфлеты на различные темы. В том числе яркие, красочные и, безусловно, правдивые истории очевидцев паранормальных явлений.
На заре эпохи романтизма в английской литературе возникла мода на готические романы, где часто фигурируют привидения Первым произведением в жанре готического романа, в котором описаны призраки, был «Замок Отранто» (1764) Х. Уолпола. В 1797–1799 годах в моду входят «страшные» баллады о пришельцах с того света. В эти годы Гете создает «Коринфскую невесту», В. Скотт — «Гленфинлас» и «Иванов вечер», С.Т. Кольридж — «Кристабель» и «Сказание о старом мореходе». В 1820 году свет начал читать небольшой рассказ Вашингтона Ирвинга «Легенда о Сонной Лощине», где присутствует Всадник без головы, которого тоже относят к призракам.
Значительный массив европейской новеллистики XIX века составляют рассказы о привидениях, которые принимали в России форму быличек. Например, отдельные элементы былички прослеживаются в «Пиковой даме» Пушкина, где главному герою является призрак умершей старухи, чем сводит его с ума.
Новеллы о явлении привидений получили распространение в Германии начала XIX века. Примерами могут служить «Локарнская нищенка» Клейста (1810) и «История с привидением» Гофмана (1819).
Классические привидения возникли во время Викторианской эпохи, благодаря писателям М.Р. Джеймсу, Ш.Ле Фаню, Г. Джеймсу и В. Хант. Г. Джеймс в своей книге «Some Remarks on Ghost Stories» очень своеобразно описывает призрака. Классические истории о привидениях включают в себя элементы готики, фольклора и психологии. Призраки этого периода появляются в повести Ч. Диккенса «Рождественская песнь в прозе», новелле О. Уайльда «Кентервильское привидение», повести Г. Джеймса «Поворот винта».
«Классические» привидения возникли во время Викторианской эпохи, благодаря писателям М. Р. Джеймсу, Шеридану Ле Фаню, Генри Джеймсу и Вайолете Хант. Генри Джеймс в своей истории очень своеобразно описывает призрака. Классические истории о привидениях включают в себя элементы готики, фольклора и психологии.
Призраки этого периода появляются в повести Чарльза Диккенса «Рождественская песнь в прозе» (1843), новелле Оскара Уайльда «Кентервильское привидение» (1887), повести Генри Джеймса «Поворот винта» (1898), по сюжету которой была поставлена одноимённая опера (1954) и был снят фильм «Невинные» (1961).
В США до и во время Первой мировой войны некоторые фольклористы коллекционировали баллады народов Аппалачи. Эти традиционные баллады имеют британское происхождение горных народ, проживавших на Англо-шотландской границе. Основная тема этих баллад — возвращение умершего любовника (-цы) в виде призрака. По убеждениям британских народов призраки преследовали своих любовников, которые изменили им с другими.
В 20-х-30-х годах XX века исследователь паранормальных явлений Гарри Прайс занялся таким явлением как парапсихология. В 40-х-50-х годах дело Прайса продолжил парапсихолог Питер Андервуд. Они опубликовали отчёты о проделанной работе, в том числе к их трудам можно отнести «Дом священника в Борли».
В этот период все больше и больше набирали популярность экранизации о привидениях. Ярким примером мультипликации 30-х годов является дружелюбное привидение Каспер, который появлялся также к комиксах. Также сюда можно отнести пьесу «Неугомонный дух» Ноэла Кауарда, по которой затем в 1945 году был снят юмористический фильм. В 1944 и 1945 годах вышло два психологических ужаса: «Незваные» и «Глубокой ночью». Кроме того, в 1963 году в свет вышел фильм «Призрак дома на холме» по роману писательницы Шерли Джексон. С 70-х годов представления призраков на экранах стали брать несколько направлений, к примеру: ужасы, любовный роман. В этот период призрак в любовных романах, как правило, является добродушным героем, вернувшимся в мир живых, дабы закончить своё незавершенное дело. Таких персонажей можно наблюдать в картинах: «Поле его мечты» (1989), «Привидение» (1990), «Сердце и души» (1993). Приняв за направление охоту за привидениями, можно отметить фильм «Охотники за привидениями» (1984). В 90-х годах вернулся «готический» призрак, который был опасен больше в психологическом плане, чем в физическом. Примеры в фильмах: «Шестое чувство» (1999) и «Другие» (2001). В 90-е годы по данным Института Гэллапа вера людей в призраков, дома, бушующие ими, общение с мёртвыми и ведьмами увеличилась. Тот же институт проводил опрос в 2005 году, который показал, что около 32 % американцев верят в существование привидений.
Призраки в других культурах
Африканская культураДля народа игбо, например, человек является одновременно и физическим, и духовным существом. Однако именно его одухотворенное измерение вечно. В концепции Акан мы наблюдаем пять частей человеческой личности. В ней мы имеем Нипадуа (тело), Окра (душа), Сансум (дух), Нторо (отец персонажа), Могья (персонаж мать персонажа).
Европейская культура
Вера в призраков в европейском фольклоре характеризуется повторяющимся страхом перед «возвращающимися» или воскресшими умершими, которые могут причинить вред живым. Сюда входят скандинавские гьенгангеры, румынские стригои, сербские вампиры, греческие вриколаки и т. д. В скандинавской и финской традициях призраки появляются в телесной форме, и их сверхъестественная природа выдается скорее поведением, чем внешним видом. На самом деле, во многих рассказах их сначала принимают за живых. Они могут быть немыми, внезапно появляться и исчезать или не оставлять следов или других следов.
Английский фольклор особенно примечателен многочисленными местами с привидениями.
Пожалуй, в каждом графстве рассказывали байки о суеверном господине, который, возвращаясь из кабака после заката, замечал, что его преследует нечто. О том, чтобы оглянуться на адскую тварь, не могло быть и речи. Смелости хватало только чуточку скосить глаза, и тогда боковым зрением он замечал рога. Существо не только шло за ним по пятам, но и цинично трезвонило в похоронный колокол. Обессиленный, на трясущихся ногах, господин добирался до своего крыльца и лишь тогда открывал… что за ним увязалась очень дружелюбная коза!Екатерина Коути, Наталья Харса "Суеверия викторианской Англии"
Вера в душу и загробную жизнь оставалась почти универсальной до появления атеизма в 18 веке.
Азиатская культура
В Северной Индии интерпретации того, как появляются бхуты, различаются в зависимости от региона и сообщества, но обычно они считаются взволнованными и беспокойными из-за какого-то фактора, который мешает им двигаться дальше (к переселению, небытию, нирване, раю или аду, в зависимости от традиция). Это может быть насильственная смерть, нерешенные вопросы в их жизни или просто неспособность выживших провести надлежащие похороны.
В Бенгалии и Восточной Индии есть много видов призраков и подобных сверхъестественных существ, которые часто появляются в бенгальской культуре, ее фольклоре и составляют важную часть социально-культурных верований и суеверий бенгальских народов. Считается, что на Земле остаются духи тех, кто не может обрести покой в загробной жизни или умирает неестественной смертью. Слово Pret (от санскрита) также используется в бенгали для обозначения призрака. В Бенгалии призраки считаются духом после смерти неудовлетворенного человека или душой человека, который умирает при неестественных или ненормальных обстоятельствах (таких как убийство, самоубийство или несчастный случай). Даже считается, что другие животные и существа тоже могут превращаться в призраков после своей смерти.
В Таиланде призраки являются частью местного фольклора и теперь стали частью популярной культуры страны. Прайя Ануман Раджадхон был первым тайским ученым, серьезно изучившим тайские народные верования и сделавшим заметки о ночных деревенских духах Таиланда. Он установил, что, поскольку такие духи не были изображены на картинах или рисунках, они были основаны исключительно на описаниях популярных устно передаваемых традиционных историй. Таким образом, большая часть современной иконографии призраков, таких как Нанг Тани, Нанг Такиан, Красуэ, Краханг, Пхи Хуа Кат, Пхи Поп, Пхи Фонг, Пхи Прайя и Мае Нак, берет свое начало в тайских фильмах, которые теперь стали классикой. Самый страшный дух в Таиланде — Пхи Тай Хонг, призрак человека, внезапно умершего насильственной смертью. Фольклор Таиланда также включает веру в то, что сонный паралич вызывается призраком Пхи Ам.
В китайской культуре много упоминаний о призраках. Ещё Конфуций говорил: «Уважай призраков и богов, но держись от них подальше».
Призраки принимают разные формы, в зависимости от того, как умер человек, и часто наносят вред. Многие китайские верования в призраков были приняты соседними культурами, особенно Японией и Юго-Восточной Азией. Верования в привидения тесно связаны с традиционной китайской религией, основанной на поклонении предкам, многие из которых были включены в даосизм. Более поздние верования находились под влиянием буддизма и, в свою очередь, повлияли и создали уникальные китайские буддийские верования.
Многие китайцы сегодня верят, что можно связаться с духами своих предков через медиума, и что предки могут помочь потомкам, если их должным образом уважать и вознаграждать. Ежегодный фестиваль призраков отмечается китайцами всего мира. В этот день призраки и духи, в том числе умерших предков, выходят из низшего царства. Призраки описаны в классических китайских текстах, а также в современной литературе и фильмах.
Японская культура. Юрей (幽霊) — персонажи японского фольклора, аналогичные западным легендам о привидениях. Имя состоит из двух кандзи: 幽 (yū), что означает «слабый» или «тусклый», и 霊 (rei), что означает «душа» или «дух». Альтернативные имена включают 亡霊 (Bōrei), что означает разрушенный или умерший дух, 死霊 (Shiryō), что означает мертвый дух, или более широкое 妖怪 (Yōkai) или お化け (Obake).
Как и их китайские и западные коллеги, они считаются духами, которых удерживают от мирной загробной жизни.Культура в латиноамериканских странах
К примеру в мексиканской культуре существует обширная и разнообразная вера в призраков. Современный штат Мексика до испанского завоевания был населен различными народами, такими как майя и ацтеки, и их верования выжили и развились в сочетании с верованиями испанских колонистов. День мертвых сочетает в себе доколумбовые верования с христианскими элементами. Мексиканская литература и фильмы включают множество историй о привидениях, взаимодействующих с живыми.
Объяснения призракам
ЕстественныеНаука не признаёт существование сверхъестественных явлений, к числу которых относят и «классических» привидений. Конкретные случаи объясняются, в зависимости от конкретных особенностей, теми или иными естественными причинами, наиболее часто — одной или несколькими из следующих:
- Галлюцинации. О людях, утверждающих, что видят мёртвых, упоминает ещё Гиппократ. Существует достаточно большое количество психических отклонений и болезненных состояний, при которых люди могут видеть галлюцинации: людей, животных, даже мифологических существ. Такое возможно, например, при алкогольном делирии, более известном как «белая горячка», или под воздействием психоактивных веществ. В определённых условиях галлюцинировать могут даже совершенно здоровые и трезвые люди; так, у спелеологов, длительное время находящихся в подземных пещерах, бывают галлюцинации в виде предметов, лиц, существ, появляющихся из каменных стен, спровоцированные окружающей обстановкой
- Иллюзии, связанные с особенностями освещения, непривычными сочетаниями визуальных образов, наблюдением объектов, ранее не виденных в данном ракурсе и так далее. Хорошо известно, что в облаках, клубах дыма, кляксах на бумаге, трещинах в камне человек может увидеть изображения предметов. Характерной особенностью подобных иллюзий является то, что при неизменности наблюдаемой картины иллюзия, однажды возникнув, впоследствии возникает гораздо легче. В отличие от галлюцинаций, оптические иллюзии могут фиксироваться техническими средствами.
- Миражи можно рассматривать как частный случай иллюзий, с той разницей, что наблюдаемый очевидцем объект реален, но его изображение за счёт тех или иных оптических эффектов «транслируется» туда, где наблюдение самого объекта в обычных условиях невозможно. Мираж также можно зафиксировать техническими средствами, как таковой он вполне реален, хотя изображение реального объекта может быть искажено, что создаёт трудности в идентификации миража и изображаемого им объекта.
- Дефекты фотоплёнки, аппаратуры, блики и тому подобные артефакты. Большинство «документально зафиксированных» фотографическим или видеоспособом привидений легко трактуются как блики от направленных в объектив, но находящихся вне поля зрения источников света и дефекты эмульсионного слоя фотоплёнки. Полупрозрачные образы объектов могут получаться при съёмке в темноте с большой выдержкой (когда объект за время экспозиции успевает появиться в кадре и покинуть его, на фотографии остаётся его полупрозрачное изображение), при случайном или намеренном повторном экспонировании одного и того же кадра, при съёмке через стекло (в кадр может попасть отражение в стекле того, что находится позади оператора).
- Сознательные мистификации. По меньшей мере часть имеющихся сообщений и документальных свидетельств о привидениях является обыкновенными подделками, изготовленными с целью рекламы определённых мест или привлечения внимания к конкретным лицам (обычно — изготовителям, выдающим себя за очевидцев). Можно отметить, что абсолютное большинство материалов на данную тему никогда не проходило профессиональной экспертизы.
- Легенды. Сообщение о приведении может сложиться в социуме самопроизвольно. Механизмы появления устойчивых легенд, слухов, сказок исследовались психологами многократно. Например, легенда о появлении призрака может стать результатом многократной передачи сообщения о каком-либо реальном, зачастую вовсе не загадочном событии, от человека к человеку по механизму «испорченного телефона». Вскоре после того, как версия о приведении сформируется и начнёт циркулировать в социуме, вполне может сложиться парадоксальная ситуация, когда никто лично привидения не видел, но все уверены в его реальности, поскольку «слышали от достойного доверия человека, которому рассказывал очевидец».
Сверхъестественные и паранаучные
Парапсихология считает привидения продуктом деятельности человеческого разума, индивидуального или коллективного. При этом она проводит чёткое разграничение между понятиями «привидение» и «видение».
- Умершие. С этой точки зрения привидение — это человек, который после смерти всё ещё остаётся привлечённым материальным миром и держится поблизости от него в своём, как считается, эфирном теле. Причины такого состояния различны. Очень часто человек просто отказывается признавать факт собственной смерти (или действительно даже не подозревает об этом — при внезапных смертях) и продолжает жить в обычной для него обстановке, будто бы ничего не случилось.
- Послание от умирающих. Есть гипотеза, что в экстремальных ситуациях человек испускает телепатический сигнал. Этот сигнал воспринимается очевидцем как зрительный образ. Эта гипотеза, как и предыдущая, не объясняет, каким образом привидения запечатлеваются на фотографиях.
- Пришельцы из космоса или из параллельного мира, «энергетические субстанции» и прочее. Предполагается, что наблюдаются реальные, не сверхъестественные, объекты, природа которых неизвестна науке, либо образы реальных людей, животных, предметов, находящихся в параллельной реальности, в прошлом или в будущем.
- В православной традиции призраки чаще всего отождествляются с демонами, то есть, злыми духами, притворяющимися душами умерших
- Шизофреническая психопроекция. Может проявлять себя как разновидность полтергейста. Психопроекция мазохистского типа проявляется в приступах удушья, акрофагии (вздутии тела), появлении на коже стигматических знаков. Особый пример психопроекции — дух-посредник (spirit-guide), помогающий медиумам-спиритам общаться с потусторонним миром
- Элемент дежавю — по некоторым сообщениям, состояние дежавю, испытываемое человеком, может сопровождаться появлением его призрака в местах, которые он якобы вспоминает
Типы призраков
Существуют также типы призраков по типу поведения и характера. Вот некоторые из них:Полтергейст
Это разновидность разумного призрака, но они попадают в свою категорию за их надоедливое и дажеразрушительное поведение. Они взаимодействуют через шум и беспокойство (полтергейст буквально переводится как шумный призрак) и часто пытаются привлечь внимание живых, издавая громкие звуки.
У некоторых полтергейстов есть видимые явления, но это не всегда так. Они часто перемещают, бросают, бьют или открывают и закрывают предметы, чтобы привлечь внимание людей. Иногда они громко кричат. Считается, что сила полтергейста может расти со временем — часто к ужасу людей, которых они преследуют. Полтергейсты не дружат. Некоторые могут быть только вредными, в то время как другие более точно классифицируются как агрессивные. Иногда их агрессивность и негативность заставляют их путать с демоническими призраками.
Полтергейсты имеют тенденцию появляться и исчезать без причины. Многие предполагают, что это потому, что они питаются энергиями и эмоциями людей.
Остаточные Призраки
Такие призраки попадают в уникальную категорию спектра призраков. Считается, что остаточные прибежища на самом деле не преследуют живых — скорее, их энергия играется в какой-то петле, которая отражает привычки человека создали энергию.
Также считается, что этот тип энергии создается, когда человек участвует в повторяющихся привычках, которые встроены в своего рода банк памяти. Когда этот человек уходит, его энергия остается и становится его собственным присутствием.
Остаточные прибежища не имеют видений и на самом деле не считаются духами. Они — просто энергия, которая осталась позади от духа. Раньше населяло пространство, которое теперь преследует. Общие остаточные пристрастия включают звук голосов и смеха, слышание шагов или слезы плача и крика.
Интеллектуальные Призраки
Почему разумные призраки часто посещают районы, в которых они находятся — Неизвестно. Известно лишь то, что они, кажется, осознают свое окружение в нашем физическом мире. Многие псевдоученые, которые пытаются вступить в контакт с призраками, ищут интеллектуальные видения для общения.
Характер этих явлений различен, но большинство из них считается где-то в диапазоне от дружественных до вредных. Эти типы призраков часто классифицируются за их попытки вступить в контакт с живыми. Для этого они часто пытаются говорить, трогать живых людей или перемещать небольшие предметы, чтобы показать, что они присутствуют.
Демонические Призраки
Такие призраки не считаются людьми по своей природе, хотя они ведут себя подобно человеческим явлениям. Разница в том, что демонические призраки, как известно, гораздо более могущественны и, как полагают, иногда получают контроль над живыми людьми.
Демонические явления обычно считаются гуманоидами, хотя некоторые выглядят как животные с гуманистическими качествами. У них есть возможность ходить, летать и исчезать в воздухе. На самом деле, кажется, что демонические явления способны делать все, что они хотят.
Эти призраки опасны и злы по своей природе. Их существование часто записывается католической церковью, и считается, что эти призраки составляют большинство духов, которых необходимо изгнать из человеческих жертв.
Злые Призраки
Злые духи — это духовные существа, которые стремятся причинить вред или боль живым. Существует ряд причин, по которым злобный призрак хочет причинить вред живым, но наиболее распространенной является месть. Иногда эти призраки испытывают ревность к живым, которую они хотят уничтожить тех, кто находится в непосредственной близости, в других случаях существо желает, чтобы живое чувствовало и разделяло свою грусть.
Также были зарегистрированы случаи злобных призраков, которые преследуют домовладельцев вторгшихся в их пространство. Эти преследования прекращаются, как только они уходят из помещения.
Защитные Призраки
Это те духи, которые остаются на Земле или возвращаются из следующего мира, чтобы защитить своих живых близких. Эти призраки чаще всего документируются в тех случаях, когда живому родственнику или близкому человеку угрожает опасность. Иногда это может предвещать опасную ситуацию, с которой столкнется близкий человек, хотя чаще всего эти призраки появляются, если их близкий человек находится в непосредственной близости от демона или другого опасного существа.
Призраки мертвых
Известно, что призраки мертвых появляются после того, как человек недавно скончался. Они обычно отличаются от кризисных призраков, потому что они появляются через 48 часов или появляются более одного раза.
Эти призраки обычно посещают тех, кого они знали во время своей жизни, хотя бывают случаи, когда призраки мертвых посещают людей, с которыми они не имели отношения при жизни.
Эти призраки, как известно, часто посещают места или людей, с которыми они были глубоко связаны во время своей жизни. Эти случаи редки, но, тем не менее, были задокументированы.