• Статьи
  • Арт
  • Блог
  • Статьи
  • Арт
  • Блог
  • О нас
  • Написать
  • Войти
Главная Статьи Арт Вход Регистрация Категории Блог Отзывы Обратная связь О нас
Preloader:
Картинка
16
01/2021
Музыка

Гитара: базовые понятия, устройство, виды | Часть 1

Введение:
Часто у начинающих музыкантов , и даже у более опытных, имеются пробелы в матчасти  своего инструмента.  Данный цикл статей служит "пособием", которое поможет не путаться в терминах,  выбрать нужный инструмента и правильно ухаживать за ним. Первая часть посвящена основным понятиям, терминологии и строению гитары. Поехали!

Гитара, устройство, терминология:

Что лежит на поверхности и видно невооружённым взглядом?
— дека — корпус гитары в целом (лицевая сторона — верхняя дека; сторона,
обращённая к исполнителю — нижняя дека; обечайка — боковая стенка деки;
голосник — отверстие в верхней деке; розетка — декор вокруг голосника);
— подставка и нижний порожек — место, где на деке крепятся струны и задаётся их высота над плоскостью накладки грифа;
— пятка грифа — она же «каблук», место соединения грифа с декой;
— гриф, головка грифа — тут располагаются накладка с ладами, верхний «нулевой» порожек и
колковый механизм для натяжки струн, также у электрогитар, басов и
эстрадных акустических гитар в грифе пролегает анкерный стержень, о нём
ниже ещё вспомним.
Порожки на дорогих инструментах чаще всего изготавливаются из кости, которая лучше
передаёт вибрацию струн на деку, поэтому гитаристы и мастера часто его
по привычке называют «косточкой».

Кстати, о порожках и подставках (бриджах, струнодержателях):

На классических гитарах струнодержатель выполнен так, что нужно завязывать края нейлоновых струн. А они, заразы, всё время норовят
расплестись и «убежать»… Так что осваивайте техники правильного
плетения.
На современных эстрадных гитарах струны крепятся чаще всего с помощью «пинов». Из-за внешнего сходства их ещё называют «булавками в бридж» или «пробками». Их не надо выкручивать, они затыкаются и вынимаются именно как булавки. В продаже всегда есть, так что не надо взамен сломанной вкручивать шурупы.
И ещё одна разновидность акустических струнодержателей. Так называемый «Pin-less bridge», то есть «безбулавочный». Струна держится бочкой на одном своём конце в такой подставке. Встречается редко, но отменяет возню с проскальзыванием струны под булавкой при замене струн.

! На старых гитарах на накладке грифа часто видны довольно глубокие ямки, проточенные струнами там, где их прижимали. Чем чаще прижимали, тем глубже эти ямки. Чтобы игралось комфортнее, и чтобы инструмент служил дольше, накладка изготавливается из более плотной и прочной древесины, потому что струны как надфиль «сгрызают» всё аки голодный бобёр.

А внутри всё ещё интереснее и сложнее. Акустические инструменты имеют внутреннюю «архитектуру», которая отвечает за звучание. По факту это множество рипов (деревянных реек специфичной формы, их ещё называют «пружины»), которые наклеиваются под определёнными углами на определённых расстояниях, чтобы отражать и усиливать определённые «полезные» частоты звукового спектра и гасить нежелательные. Заглянув в голосник, вы можете увидеть футер (продольную рейку-основание) и рипы (поперечные «пружины») нижней деки.


Акустическая и электрогитара конструктивно схожи, но всё равно, всё немножко по-другому. (Электрогитара и бас-гитара отличаются только
количеством и толщиной струн, так что всё нижесказанное применимо к
обеим категориям)


Дека у электрогитар может быть пустотелой (hollow body), частично пустотелой (semi-hollow body), но чаще всё же цельной (solid body). Все
эти конфигурации сильно влияют на изначальный тембр электрогитары.




Ну, и раз уж начали с деки, то дальше рассмотрим «порожек», который на электрогитарах называется «бридж». Их бывает 4 основных вида, которых
ещё по несколько разновидностей… Ниже 5 слайдов типовых бриджей с
описанием.

Хардтэйл— основание намертво привинчено к корпусу, есть возможность регулировать струны по высоте и мензуре, струны могут проходить сквозь корпус, а могут фиксироваться прямо на задней стенке бриджа.
Тюн-о-матик (ТОМ) — тоже имеет жёсткую конструкцию, его можно ставить на гитары с арочным топом, да и выглядит сам по себе лаконичнее. На картинке струны закреплены на стоп-баре, после чего на бридже задаются высоты и мензура. Часто встречаются гитары с «TOM», у которых струны крепятся «сквозь корпус»
Тремоло-бар — бывает нескольких разновидностей по действию, по креплению… Может понижать и (при хорошей настройке системы) повышать взятую ноту, либо создавать эффект «дрожания» в звуке. На картинке стандартное шестиопорное тремоло.
Floyd Rose — конструктивно это то же тремоло, но эволюционировавшее, с расширенным функционалом в виде микроподстройки и с большим запасом хода. Если под задней частью тремоло сделана выборка, чтобы можно было значительно повышать звучание ноты, не упираясь концами винтов в деку, то у вас капризная тварь по имени Флойд…
Бигсби — просто «прадедушка» стандартного тремоло-бара… Суть та же, но конструкция более массивная, попахивающая винтажностью. Для особых ценителей раритетных вещей.

Разбирать конструкцию самих бриджей не будем, только упомянем, что гитара с флойдом на роль первой явно не попрёт, ибо настраивать это всё надо уметь, а значит, будет тратиться меньше времени на занятия, и больше времени на борьбу с непокорным инструментом. В качестве первой электрогитары лучше присмотреть что-то с хардтэйлом, тюн-о-матик, или же шестиопорным тремоло — с ними на первых порах возни меньше.

Едем дальше. На акустической гитаре в районе отверстия резонатора клеится специальная капля из пластика, называется она «пикгард» — защищает лак на деке от сколов при игре медиатором. На электрогитарах такую штуку ставят заметно реже, да и не на клей, а на специальных креплениях. На электрогитарах с фронтальной загрузкой электронной начинки пластик выполняет роль крышки, это фальшдека.

С деки плавно переползаем на гриф… И тут сюрприз — 3 типа крепления  грифов. Что есть что? Давайте разбираться — внимание на слайды и  подписи.
Болчёный гриф — по изустному преданию, был придуман Лео Фендером для удешевления производства, а также для большей ремонтопригодности в случае поломки (унификация, мать её, творит чудеса)
Вклеенный гриф, как бы это ни было странно, вклеен в деку, но изначально не представлял с ней единого целого. Такое соединение затрудняет обслуживание гитары, но зато положительно влияет на сустейн (продолжительность звучания ноты)
«Сквозной» гриф — это когда из набора длинных брусков образуют основание гитары (от грифа и до задней пуговицы крепления ремня), а потом наклеивают боковины и топ. Сустейна море, лучше передаются нюансы игры. Но и ценник у такой красоты немилосердный из-за дороговизны самих материалов.

Внутри грифа пролегает металлический анкерный стержень. Он необходим, чтобы сопротивляться натяжению струн и выдерживать
плоскость грифа пригодной для извлечения нот. На втором слайде видно
более наглядно. В комплекте с эстрадной акустикой, электрогитарой или
басом всегда идёт ключ для регулировки анкера. Классические акустики
чаще всего без анкера, из-за того, что натяжение нейлоновых струн
составляет порядка 40 кг при более широком грифе, а вот у металлических
струн натяг начинается примерно от 60 кг.

Небольшой прогиб от струн всё же быть должен, иначе струны будут биться в районе 12 лада о гриф. Так что настройка - это всегда поиск компромисса.


И, наверное, стоит упомянуть про ретейнеры и «локовые» порожки — специальные крепления, чтоб струны не убегали из пазов верхнего порожка.
Формула успеха, проверенная годами — ретейнеры Fender. Если головка грифа не отклонена под углом назад, как у Gibson или Ibanez, то необходимо прижать струны посильнее за верхним порожком, иначе они могут выскочить из пазов, и пафосное соло окончится конфузом.
Большим струнам — большой ретейнер
А вот тут головка грифа отклонена назад, но (!) помимо ретейнера стоит ещё и верхний запирающий «локовый» порожек. Такие меры предосторожности необходимы, если на гитаре стоит система Floyd Rose. Защита от выскакивания струны из паза и ограничение рабочей длины струны на растяжение.

На этом, пожалуй, закончим общий вводный курс по устройству и терминам. В следующий раз, наверное, поговорим об уходе за инструментом. Всем
кайфовых нот, и да пребудет с вами сила научного просвещения!


Автор статьи: Евгений Леус, Мастерская музыкальных инструментов "DaLe's Custom shop"
Оригинал статьи:  Ликбез. Часть 1. Базовые понятия

Комментарии:

Список комментариев пуст

Написать комментарий:

Количество просмотров: 3882

Статьи:

Виртуальные машины. Что это такое?

2020-03-11

Общественные Wi-Fi в 2020 году. Всё ещё рискованно?

2020-02-06

Техника Помодоро | Что такое техника Помодоро? | Управление временем

2020-01-11

Средняя Азия - Иссык-Куль

2019-11-09

Тэги

ОффтопТехнологииИгрыНаукаВебНовостиЯзыкИсторияФилософияМузыкаСпортКультура

Основное

  • Главная
  • Статьи
  • Арт блог
  • Заказать сайт
  • Блог

Статьи

  • Все статьи
  • Категории
  • Поиск

Связь

  • Обратная связь
  • Отзывы
  • Кто мы?
  • Разработчикам

Яндекс.Метрика

by Anko with

Copyright © 2017