Часто у начинающих музыкантов , и даже у более опытных, имеются пробелы в матчасти своего инструмента. Данный цикл статей служит "пособием", которое поможет не путаться в терминах, выбрать нужный инструмента и правильно ухаживать за ним. Первая часть посвящена основным понятиям, терминологии и строению гитары. Поехали!
Гитара, устройство, терминология:
Что лежит на поверхности и видно невооружённым взглядом?— дека — корпус гитары в целом (лицевая сторона — верхняя дека; сторона,
обращённая к исполнителю — нижняя дека; обечайка — боковая стенка деки;
голосник — отверстие в верхней деке; розетка — декор вокруг голосника);
— подставка и нижний порожек — место, где на деке крепятся струны и задаётся их высота над плоскостью накладки грифа;
— пятка грифа — она же «каблук», место соединения грифа с декой;
— гриф, головка грифа — тут располагаются накладка с ладами, верхний «нулевой» порожек и
колковый механизм для натяжки струн, также у электрогитар, басов и
эстрадных акустических гитар в грифе пролегает анкерный стержень, о нём
ниже ещё вспомним.
Порожки на дорогих инструментах чаще всего изготавливаются из кости, которая лучше
передаёт вибрацию струн на деку, поэтому гитаристы и мастера часто его
по привычке называют «косточкой».
Кстати, о порожках и подставках (бриджах, струнодержателях):
! На старых гитарах на накладке грифа часто видны довольно глубокие ямки, проточенные струнами там, где их прижимали. Чем чаще прижимали, тем глубже эти ямки. Чтобы игралось комфортнее, и чтобы инструмент служил дольше, накладка изготавливается из более плотной и прочной древесины, потому что струны как надфиль «сгрызают» всё аки голодный бобёр.
А внутри всё ещё интереснее и сложнее. Акустические инструменты имеют внутреннюю «архитектуру», которая отвечает за звучание. По факту это множество рипов (деревянных реек специфичной формы, их ещё называют «пружины»), которые наклеиваются под определёнными углами на определённых расстояниях, чтобы отражать и усиливать определённые «полезные» частоты звукового спектра и гасить нежелательные. Заглянув в голосник, вы можете увидеть футер (продольную рейку-основание) и рипы (поперечные «пружины») нижней деки.
Акустическая и электрогитара конструктивно схожи, но всё равно, всё немножко по-другому. (Электрогитара и бас-гитара отличаются только
количеством и толщиной струн, так что всё нижесказанное применимо к
обеим категориям)
Дека у электрогитар может быть пустотелой (hollow body), частично пустотелой (semi-hollow body), но чаще всё же цельной (solid body). Все
эти конфигурации сильно влияют на изначальный тембр электрогитары.
Ну, и раз уж начали с деки, то дальше рассмотрим «порожек», который на электрогитарах называется «бридж». Их бывает 4 основных вида, которых
ещё по несколько разновидностей… Ниже 5 слайдов типовых бриджей с
описанием.
Разбирать конструкцию самих бриджей не будем, только упомянем, что гитара с флойдом на роль первой явно не попрёт, ибо настраивать это всё надо уметь, а значит, будет тратиться меньше времени на занятия, и больше времени на борьбу с непокорным инструментом. В качестве первой электрогитары лучше присмотреть что-то с хардтэйлом, тюн-о-матик, или же шестиопорным тремоло — с ними на первых порах возни меньше.
Едем дальше. На акустической гитаре в районе отверстия резонатора клеится специальная капля из пластика, называется она «пикгард» — защищает лак на деке от сколов при игре медиатором. На электрогитарах такую штуку ставят заметно реже, да и не на клей, а на специальных креплениях. На электрогитарах с фронтальной загрузкой электронной начинки пластик выполняет роль крышки, это фальшдека.
С деки плавно переползаем на гриф… И тут сюрприз — 3 типа крепления грифов. Что есть что? Давайте разбираться — внимание на слайды и подписи.
Внутри грифа пролегает металлический анкерный стержень. Он необходим, чтобы сопротивляться натяжению струн и выдерживать
плоскость грифа пригодной для извлечения нот. На втором слайде видно
более наглядно. В комплекте с эстрадной акустикой, электрогитарой или
басом всегда идёт ключ для регулировки анкера. Классические акустики
чаще всего без анкера, из-за того, что натяжение нейлоновых струн
составляет порядка 40 кг при более широком грифе, а вот у металлических
струн натяг начинается примерно от 60 кг.
И, наверное, стоит упомянуть про ретейнеры и «локовые» порожки — специальные крепления, чтоб струны не убегали из пазов верхнего порожка.
На этом, пожалуй, закончим общий вводный курс по устройству и терминам. В следующий раз, наверное, поговорим об уходе за инструментом. Всем
кайфовых нот, и да пребудет с вами сила научного просвещения!
Автор статьи: Евгений Леус, Мастерская музыкальных инструментов "DaLe's Custom shop"
Оригинал статьи: Ликбез. Часть 1. Базовые понятия